Нужно
пожить и пострадать, чтобы быть ближе к зрителю
Евгению Князеву, народному артисту России, ректору
Театрального училища имени Щукина, исполнилось 50!
Театр, как известно, искусство коллективное. И беда в
том, что сегодня слишком трудно собрать коллектив
артистов на спектакль, поскольку все заняты в кино, в
антрепризных постановках, где они получают за один вечер
столько, сколько в театре за месяц не заработают.
Артист по природе, Евгений Князев признаётся, что к
своему ректорству относится как к одной из серьёзных
ролей, которые ему приходится играть в жизни. Он -
счастливый человек, потому что ему нравятся все его роли
и на сцене, и в жизни. В его вахтанговском репертуаре -
классика мирового театра: Островский, Пушкин, Вампилов.
И "если спектакль прошёл хорошо, - говорит он, - если
зрители его хорошо встретили, я получаю тот заряд,
который позволяет мне с удовольствием в жизни играть и
роль ректора, и роль отца, мужа, сына".
Видно, уж такова судьба. Исполняя роль ректора, Евгению
Владимировичу как и эту круглую дату, так и все
остальные дни рождения суждено встречать в заботах о
ремонте, готовя знаменитую "Щуку" к новому учебному
году.
- Евгений Владимирович, вас посещают ностальгические
мысли и чувства, когда вы попадаете в наэлектризованную
атмосферу вступительных экзаменов?
- Момент поступления в вуз - для всех драматический.
Таким же он был и у меня. Казалось, что если поступлю в
театральный институт, то свершится главное событие в
жизни и счастье окажется в моих руках. Кто поступил -
считает себя народным артистом. Ко второму курсу
переводит рангом ниже - в заслуженные. К третьему -
просто в артисты. А на четвертом все уже понимают - для
того, чтобы стать артистом, надо еще многому научиться.
И даже просто пожить, пострадать, чтобы быть ближе к
тем, кто сидит в зрительном зале, чтобы твои чувства
передавались им через рампу.
- Но дальше-то все идет по восходящей? Нужно только
работать, накапливать опыт?
- Увы, в театре жизнь начинается заново, опять нужно
становиться на ноги. Есть свои этапы. Скажем, переход из
молодого поколения в среднее, потом в старшее. И это
сложнее, чем просто возрастной переход. Это уже другое
существование на сцене. Значит, опять нужно все начинать
заново.
- В чем особенности знаменитой на весь мир вахтанговской
школы, ученики которой составили славу русского театра?
- Все началось с того, что основатели вахтанговской
школы составили свод правил жизни в этом учебном
заведении. Они передаются из поколения в поколение.
Конечно, время от времени подвергаются редакциям, но
остаются незыблемы в своей нравственной основе. Моя
задача - передавать их тем молодым людям, которые
сегодня поступают в институт.
Так, у нас есть правила внутреннего распорядка в
училище. Они включают в себя как уважительное отношение
друг к другу, так и необходимость осваивать театральные
профессии, которые нужны для создания спектакля:
монтировщика сцены, осветителя, костюмера и многие
другие. Студенты для своих спектаклей все создают сами.
Они должны усвоить правило: театр - это строжайшая
дисциплина. В спектакле "Принцесса Турандот" есть так
называемый парад артистов. Вахтангов требовал, чтобы
парад стоял на сцене не шелохнувшись. И если ты
стрельнул глазами в зрительный зал - тебя карать,
выгонять надо, считал Вахтангов. В этот свод правил
основоположниками были включены и совсем простые,
казалось бы, вещи, как, например: каждый студент должен
встать и поздороваться при виде любого незнакомого
человека, который приходит в институт. Или - мужчина
должен встать, если он разговаривает с женщиной. Театр -
искусство коллективное, и ребята должны учиться
коллективизму, партнерству, вниманию друг к другу,
умению общаться. Такие навыки помогают не только на
сцене, но и в жизни. Ведь не напрасно люди сейчас
изучают актерское искусство просто с целью владеть
собой.
- Что за абитуриенты пришли к вам в этом году? Чем они
отличаются от вашего поколения?
- Думается, растущим прагматизмом. Мы в свое время более
идеалистически относились и к жизни, и к театру. Тогда
(а я окончил Щукинское в 1982 году) актерская профессия
воспринималась социально значимой. Скажем, в репертуаре
нашего театра был спектакль "Тринадцатый председатель".
Все о нем давно забыли, да и тема на сегодняшний день
мелкая: о том, как судили председателя колхоза, который
пытался создать кооператив. И я свидетель, что люди из
зала запальчиво кричали: "Свободу Сагадееву!" А какие
откровения для зрителя нес театр на Таганке! А как
гремели блистательные работы Товстоногова, Эфроса!
Сейчас театр стал в большей степени зрелищем. Если от
нас в первую очередь требовались глубина переживания,
драматическое наполнение роли, то для современных ребят
особенно важны в профессии вокал, сцендвижение, танцы.
Ведь им предстоят так называемые кастинги, где они
должны прежде всего продемонстрировать именно эти
умения.
- Все много наслышаны о вахтанговской традиции в
театральном искусстве. Не затухает ли она сегодня? В
чем, на ваш взгляд, ее главные черты?
- Я вкладываю в понятие вахтанговской традиции яркость,
легкость, бурлеск и в постановке, и в игре актеров.
Сейчас Театр Вахтангова существует очень трудно. При
замечательной труппе, в составе которой и такие корифеи
русской сцены, как Ульянов, Яковлев, Максакова, и такие
артисты среднего поколения, как Сергей Маковецкий, Мария
Аронова, Юлия Рутберг, Игорь Суханов Театр, как
известно, искусство коллективное. И беда в том, что
сегодня слишком трудно собрать коллектив артистов на
спектакль, поскольку все заняты в кино, в антрепризных
постановках, где они получают за один вечер столько,
сколько в театре за месяц не заработают. Сейчас мы с
Юлией Рутберг ищем пьесу для постановки в своей труппе,
не хотим приглашать актеров со стороны. Пока не
получается Но я верю в Вахтанговский театр и в его
будущее. У нас есть замечательные артисты и
замечательные спектакли, которые собирают полные залы,
где раздаются крики "браво!". Я слышу завораживающую
тишину зрительного зала, когда мы вдвоем с Юрием
Яковлевым играем "Посвящение Еве".
- Чего бы вы сами себе пожелали в юбилей?
- Чтобы мои близкие были здоровы, чтобы Театр Вахтангова
вернул былую славу и чтобы то, чем я занимаюсь, было
нужно людям.