Евгений Князев официальный сайт

   Народный артист РФ, Лауреат Государственной премии, профессор, ректор Театрального института им. Б.В. Щукина

www.knjazev.com

ЕВГЕНИЙ КНЯЗЕВ: НЕ УМЕЮ ВЫПРАШИВАТЬ РОЛИ

ЕВГЕНИЙ КНЯЗЕВ: НЕ УМЕЮ ВЫПРАШИВАТЬ РОЛИНАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ВЛАСТЬ НАД ПУБЛИКОЙ ДАЕТ ЕМУ ОГРОМНЫЕ СИЛЫ

Этого актера, что называется, "приняли" многие зрители, особенно из тяготеющих к Вахтанговскому театру. В "Пиковой даме", "Без вины виноватых", "Посвящается Еве", "Прошлым летом в Чулимске" он играет главные роли. С некоторых пор его заметили и кинолюбители - Евгений Князев уже снялся в нескольких телесериалах ("Маросейка, 12", "Пятый ангел"), а также в фильме "На Верхней Масловке".Наша встреча с Евгением Владимировичем состоялась в Щукинском училище, где год назад его выбрали ректором. Беседа началась с просьбы ректора называть его просто Евгением, что в переводе с греческого означает Благородный.

- Итак, Евгений, как мне кажется, ходить вы не умеете, в основном бегаете: театр, училище, кино, телевидение. Сколько часов вы спите?

- Если мне удается лечь в 11 часов вечера, то встаю в 5 утра и читаю. Когда говорят, будто актеру после спектакля необходимо время, чтобы прийти в себя, то это явно не обо мне. Заканчивается спектакль, и я переключаюсь на другое.
А откуда берутся силы... Бывает, плетешься на спектакль, совершенно обессиленный, и ругаешь себя, что не успел отдохнуть, но выходишь на сцену, и непонятно откуда возникает энергия. А если зрители адекватно реагируют на твою игру, вовремя затихают, сострадают, смеются, то это дает такие силы, что словами не передать.

- А еще говорят, что артисты вампиры и пьют соки из режиссеров...

- Лично я не принадлежу к их числу. Я не могу делать то, что мне не ложится на душу, не умею выпрашивать роли. Когда я начал сниматься у Владимира Фокина в телесериале "Пятый ангел" и спросил у него, почему он выбрал меня на роль олигарха Григория Плотника, то услышал: "Во время нашей беседы я увидел в ваших глазах такое огромное желание сыграть этого героя, что решил взять вас и убедил в этом продюсера".

- И как чувствовали себя во время съемок?

- Хорошо. Правда, у меня есть одно качество, которое сильно мешает мне, - я очень неуверенный в себе человек и все, что делаю, подвергаю сомнению.

- И в обычной жизни вы тоже неуверенный человек?

- В жизни мы ведь играем несколько ролей: сына, мужа, отца, пассажира, пешехода. В нашей семье мне все приходится брать на себя, поскольку семейство большое: жена, теща, две дочери, одной 16, второй 14, а в придачу две собаки. Жена, будучи доктором искусствоведения, получает мало, поэтому деньги зарабатываю я, чтобы достойно всех содержать и кормить собак.

- Ну а поскольку рано встаете, то и выгуливаете их по утрам?

- Конечно, мне жалко будить дочек, которые устают от перегрузок в школе.

- Наверное, во время этих утренних моционов и роли заодно учите?

- Никак нет, тексты запоминаю в процессе репетиций. Пока на память не жалуюсь.

- Вы постоянный человек? Семья у вас одна, театр тоже один, в котором вы работаете после Щукинского училища.

- Мог бы перейти в другой театр, и меня неоднократно приглашали, но я душой прикипел к этой труппе и переживаю за нее, особенно сейчас, когда нас ругают со всех сторон. Главное наше несчастье в том, что у театра нет свой генеральной линии. Каждый приходящий режиссер тянет в свою сторону. Иногда я думаю, что, может, вся эта чехарда происходит потому, что мы расплачиваемся за предательство, совершенное несколько лет назад по отношению к Евгению Рубеновичу Симонову, изгнанному из родного коллектива. И если он проклял его, то нам еще долго придется замаливать свой грех. Поэтому, когда бываю на кладбище у его могилы, то каждый раз прошу прощения у своего учителя, хотя никогда его не предавал.

- Вы верующий человек?

- Хотелось бы сказать "да", но я не имею полного права на это, поскольку редко бываю в церкви.

- Я задала вам этот вопрос не из любопытства. Вы играете Германна в "Пиковой даме", который захотел поиграть с судьбой и, презрев христианские заповеди, пошел против Бога.

- Наверное, исполняя эту роль, какую-то часть его вины я беру на себя, недаром же актеров в былые времена считали грешниками и хоронили за оградой. Поэтому, когда мы репетировали с Петром Наумовичем Фоменко, он мне постоянно говорил: играйте обыкновенного человека, решившего разбогатеть с помощью трех карт, и ни в коем случае не изображайте роковую личность, связанную с темными силами, это может навредить вам.

- Но помешательство вам все равно надо было сыграть... Что вы делали, чтобы зритель вам поверил?

- Вообще-то об актерской "кухне" не принято рассказывать, но вам скажу: для того чтобы вызвать нужные эмоции я мысленно ставил на кон то, что мне было особенно дорого. И поэтому когда Германну говорили: "Дама ваша бита", я чуть ли не в прямом смысле сходил с ума.

- Вы на каждом спектакле полностью выкладываетесь. Почему другие актеры берегут себя?

- Отвечать за всех я не могу. По крайней мере своих студентов я учу быть предельно искренними на сцене. Когда актеры перестают играть "вживую", то тем самым как бы обкрадывают зрителей. Я так считал в 27 лет, когда пришел в театр, и так считаю теперь в свои 49.

- Выходит, вы были не таким уж молоденьким, когда начинали свой творческий путь?

- Да, вначале я окончил Тульский политехнический институт и уже с дипломом горного инженера поступал на актерское отделение Щукинского училища. Родился и вырос в 3 километрах от Ясной Поляны в деревне Овсяниково. До 14 лет я вообще никуда не выезжал и учился в школе, где литературу преподавал бывший педагог одного из московских вузов Игорь Алексеевич Светлов. Он-то и привил мне любовь к русской классике, поэтам Серебряного века. В то время я имел смутное представление о театре, но уже на 3-м курсе института стал играть в студенческом театре, и горное дело отступило на второй план. А когда был на практике в Ленинграде, то пересмотрел все постановки Георгия Товстоногова, Игоря Владимирова с Алисой Фрейндлих. Мог ли я представить себе, что когда-нибудь буду играть вместе с ней в фильме Константина Худякова "На Верхней Масловке", а мой педагог, умница и красавица Людмила Максакова, станет партнершей по сцене и мы будем играть любовников в спектакле "Без вины виноватые"?

- Ну а год назад вы могли вообразить, что будете ректором училища?

- Что вы! Я вел актерский курс и не помышлял ни о каком руководстве. Но перед выборами ко мне стали подходить разные педагоги и уговаривать баллотироваться на это место, иначе они уйдут. Возможно, их подкупило мое повышенное чувство ответственности...

- Вам бывает больно, когда талантливая молодежь покидает Вахтанговский театр?

- Очень, ведь многие из них мои ученики. Некоторые идут на это, чтобы сниматься в телесериалах. В театре таких денег не заработаешь. Поэтому им приходится выбирать, и зачастую они совершают колоссальную ошибку, ибо театр - это прежде всего школа, возможности постоянного роста, а в кино в основном эксплуатируют артиста, а потом выбрасывают. Мудрые актеры это понимают. Возьмите, к примеру, Максима Суханова, Сергея Маковецкого, Юлию Рутберг, ведь никто из них не покидает Вахтанговский театр, хотя приглашений в кино у них уйма. В отношении себя могу сказать одно: если мне завтра скажут, что я буду играть в спектакле любимого, близкого мне режиссера, то отложу в сторону антрепризу, съемки и буду, как послушный студент, ходить на все репетиции...

Беседу вела  Лебедина Любовь
Trud.ru № 86 за 17.05.2005.

скачать статью в формате Word   скачать статью в формате Word

 

2009-2010 Евгений Князев © projects aver2000 & FireHorse

Рейтинг@Mail.ru